О чем можно подумать, услышав слово «дислексия»? Некоторые думают, что дислексия – это проблема с чтением и правописанием, другие – неспособность к обучению, чтению, письму. Обычно такой термин применим к «трудным» ученикам.
Дислексия – нарушение навыков чтения, которое вызвано недостаточным формированием или полным распадом психических функций, участвующих в процессе чтения. То есть, еще дислексию можно назвать как специфическое затруднение в овладении навыками чтения.
Главными признаками дислексии являются повторяющиеся и стойкие ошибки при чтении, а именно: замена звуков, структуры слова, подмена слогов, чтение «по буквам», отсутствие осмысления прочитанного.
При диагностике дислексии определяется уровень формирования устной речи, чтения, письма. Распространенность дислексии среди детей составляет 4,5%, причем, в четыре раза чаще случаи дислексии встречаются среди мальчиков, чем среди девочек.
Причина дислексии у младших школьников
На первом месте, особенно в зарубежной литературе, находится теория наследственной предрасположенности к данному заболеванию.
Но большинство специалистов видят причину развития дислексии в наличии воздействия биологических факторов, которые вызывают мозговую дисфункцию.
Так, анемия и заболевания сердца у будущей матери, неправильное развитие пуповины, алкогольная интоксикация, затяжные роды и асфиксия при родах могут быть причинами перинатального повреждения головного мозга у малыша.
Инфекционное поражение головного мозга во внутриутробном периоде у ребенка может быть вызвано краснухой, корью, гриппом, ветряной оспой у беременной.
После рождения малыша причинами возникновения дислексии может быть черепно-мозговая травма, детские инфекции (корь, ветряная оспа, полиомиелит), тяжелые заболевания, операции.
Дислексия связана с поражением зон головного мозга, поэтому она встречается у детей, страдающих детским церебральным параличом, умственной отсталостью, задержкой психического развития, а также в случаях педагогической запущенности, дефицита речевого общения, негативного речевого окружения.
По механизму нарушения чтения выделяют такие формы дислексии:
- фонематическая дислексия – характеризуется недоразвитием дифференциации фонем, поэтому проявляется в замене фонетически схожих звуков во время чтения (ребенок смешивает звуки, которые похожи на слух);
- аграмматическая дислексия – характеризуется неправильным произношением префиксов, суффиксов, окончаний слов, изменение падежных окончаний;
- семантическая дислексия – неверное понимание прочтенного при правильном чтении (ребенок читает механически и не воспринимает прочитанного, не может пересказать, о чем прочитал);
- мнестическая дислексия – ребенок не понимает, какая буква соответствует определенному звуку (при чтении ребенок может заменять буквы).
Врачи отмечают, что дислексия у младших школьников требует комплексного подхода к коррекции. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, которая позволяет своевременно выявить проблемы с чтением и письмом. Эффективные методы коррекции включают индивидуальные занятия с логопедами и психологами, а также использование специальных упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и зрительной памяти. Врачи рекомендуют применять игровые методики, что делает процесс обучения более увлекательным для детей. Кроме того, важно вовлекать родителей в коррекционные занятия, чтобы создать поддерживающую атмосферу и укрепить навыки, приобретенные на уроках. Такой подход способствует не только улучшению навыков чтения, но и повышению уверенности детей в своих силах.
Симптомы дислексии у младших школьников
Нижеуказанные симптомы помогут понять родителям, что у ребенка признаки дислексии:
- при чтении ребенок трет глаза, косит;
- быстро устает, избегает выполнения домашнего задания и чтения;
- очень близко к глазам держит книгу;
- ребенок часто читает одним глазом, прикрыв другой глаз рукой;
- ребенок пишет слова наоборот (задом наперед);
- очень плохой почерк.
Устная речь ребенка полна дефектов произношения звуков, очень скудный словарный запас, непонимание и неверное употребление слов, замена и смешение звуков, искажение слоговой структуры слов, непонимание прочитанного, смешение и замена букв из-за не запоминания букв, иногда встречаются случаи «зеркального» чтения (справа налево).
Дислексия у младших школьников вызывает много обсуждений среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что ранняя диагностика и индивидуальный подход к обучению играют ключевую роль в коррекции этого нарушения. Специалисты рекомендуют использовать разнообразные упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и чтения. Например, игры с буквами, рифмы и скороговорки помогают детям лучше усваивать материал. Родители также подчеркивают важность создания поддерживающей атмосферы, где ребенок не чувствует давления и может свободно ошибаться. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к коррекции должны быть адаптированы к его потребностям.
Упражнения для коррекции при дислексии у младших школьников
Коррекция дислексии заключается в использовании специальных упражнений, в работе над всеми нарушениями устной речи, логопед уделяет внимание коррекции произношения звуков, вырабатывает у ребенка правильное формирование буквенного и слогового состава слова, формирует у ребенка грамматические системы словообразования и изменения слов.
Поскольку дислексия является, в большинстве случаев, генетическим заболеванием, то предупредить ее появление невозможно. Но при внимательном и ответственном отношении к ребенку, проявления дислексии могут стать практически незаметными и минимальными, а для этого следует выполнять такие рекомендации: вырабатывать у ребенка привычку воспринимать на слух прочитанный материал, учить ребенка читать в дошкольном возрасте, обращать внимания на трудности с чтением у ребенка.
С давних времен дислексия считалась «проблемой гениев», но в настоящее время она нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции, так как от этого зависит успешность обучения ребенка в школе, отношения со сверстниками, степень его самооценки. Поэтому, чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее и эффективнее ребенок преодолеет свой недуг.
Вопрос-ответ
Какие упражнения эффективны при дислексии?
Такие действия, как рисование пальцами, письмо песком и обведение букв в воздухе, сочетают зрительный, осязательный и кинестетический опыт. Эти мультисенсорные упражнения могут усилить распознавание букв и фонетические ассоциации, помогая учащимся с дислексией постигать сложность языка.
Как исправить дислексию у ребенка?
Коррекция дислексии у детей Классический подход предполагает систему логопедических занятий, в ходе которых специалист прорабатывает артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, помогает освоить зрительное восприятие и запоминание текста в целом.
Как корректировать дисграфию?
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа нейропсихолога, нейролингвиста, логопеда, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны обязательно пройти нейропсихологическую коррекцию.
Как помочь ребенку научиться читать с дислексией?
Вы можете научить ребенка с дислексией читать, используя особый метод, который называется « систематическое обучение на основе фонетики ». Фонетика — это название процесса сопоставления букв со звуками. Дети с дислексией испытывают трудности с фонетикой и должны изучать ее медленно и структурированно.
Советы
СОВЕТ No1
Используйте визуальные материалы. Дети с дислексией часто лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Используйте картинки, схемы и цветные карточки для объяснения новых понятий и слов. Это поможет им лучше запомнить информацию и связать её с образами.
СОВЕТ No2
Регулярно проводите упражнения на развитие фонематического слуха. Игры, в которых дети должны различать звуки, составлять слова из слогов или находить рифмы, помогут улучшить их навыки чтения и письма. Например, можно использовать игры с карточками, где нужно соединять слова с картинками.
СОВЕТ No3
Создайте комфортную и поддерживающую атмосферу. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не боялся ошибаться. Хвалите его за успехи, даже если они небольшие, и помогайте справляться с трудностями, предлагая альтернативные способы выполнения заданий.
СОВЕТ No4
Работайте над развитием моторики. Упражнения для улучшения мелкой моторики, такие как лепка, рисование или работа с конструкторами, могут положительно сказаться на навыках письма. Чем лучше развита моторика, тем легче ребенку будет справляться с написанием букв и слов.